|
История колеса
ГЛАВНАЯ ВЕХА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ИСТОРИИ
I. КОЛЕСО – ВЕЩЬ И СИМВОЛ
ШУМЕРСКИЙ ПРОРЫВ
В середине Х1Х века великий русский драматург и философ Сухово-Кобылин почти завершил первый перевод сочинений Гегеля на русский язык. Судьба распорядилась жестоко, и двадцатилетний труд погиб в огне пожара. Сохранились лишь отдельные фрагменты философских тетрадей оригинального русского мыслителя. Среди фрагментов – размышления о великой тайне круга, о мистическом родстве прямолинейного и вращательного движения. Современный человек, пишет философ, уже не отдает себе отчета в том, что стремительный бег удобного вагона, в котором вроде бы все находится в блаженном уюте и покое – это настоящее чудо, обязанное своим происхождением изобретению колеса. Интересно, насколько богаче Билла Гейтса был бы безвестный инженер Древнего мира, поставивший платформу на ось с укрепленным на ней диском, если бы несколько тысячелетий назад существовало патентное право? Но мы даже не знаем его имени… возможно, он принадлежал к загадочному древнему народу шумеров.
А вот сообщения из газет и журналов ХХ1 века: самое древнее колесо в Европе нашли недавно археологи в Швейцарии в окрестностях Невшательского озера. Колесо было сделано в середине третьего тысячелетия до н.э. из кленовых досок, скрепленных ясеневыми планками. Несмотря на почтенный возраст, колесо прекрасно сохранилось. Еще одно сообщение: группа археологов обнаружила в Словении самое древнее колесо. По предположениям экспертов, колесу, которое было найдено в ходе раскопок недалеко от столицы страны, может быть от 5350 до 5100 лет. Таким образом, оно по меньшей мере на 100 лет старше, чем предыдущие древнейшие колеса, обнаруженные в Швейцарии и в Германии. Колесо сделано из древесины ясеня и дуба, радиус его составляет 70 сантиметров, а толщина - 10 сантиметров. «Оно является удивительно технологически передовым для своего времени, - говорит словенский археолог Антон Велучек, сотрудник Археологического института Словенской Академии наук и искусств, – Это колесо значительно более передовое, чем более поздние модели, найденные в Германии и в Швейцарии». Понятно, что сообщения восторженных журналистов – это сведения, которые, как говорится, надо делить надвое. При возрасте в пять тысяч лет ошибка датировки в один век вполне допустима, и пусть Словения и Швейцария оспаривают первенство… Это не столь уж важно. Важно, что шумерские открытия, которые старше европейских почти на тысячу лет, еще раз косвенно подтвердились. В нынешнем веке можно говорить о ШЕСТИТЫСЯЧЕЛЕТНЕМ ЮБИЛЕЕ колеса.
КТО, ГДЕ, КОГДА?
И действительно, пожалуй, трудно найти другое открытие, которое дало бы такой мощный толчок развитию техники. Повозка, гончарный круг, ветряная мельница, водяной подъемник и блок — вот далеко не полный перечень устройств, в основе которых лежит колесо. Об этом говорят нам глиняные таблички с клинописью древнего Шумера. Примерно в это же время появляется гончарный круг. Во всяком случае, мы знаем наверняка, что древним шумерам колесо уже было знакомо. Существует глиняная табличка, возраст которой составляет 6 тысяч лет, на которой изображено колесо. На королевском знамени государства Ур, найденном в Месопотамии (современный Ирак), можно увидеть, что шумеры изготавливали колеса из отпиленных торцов бревен.
Считается, что его прообразом, возможно, стали катки, которые подкладывались под тяжелые стволы деревьев, лодки и камни при их перетаскивании с места на место. Возможно, тогда же были сделаны первые наблюдения над свойствами вращающихся тел, ведущие к изобретению собственно колеса. Например, если бревно-каток по какой-то причине в центре было тоньше, чем по краям, оно передвигалось под грузом более равномерно, и его не заносило в сторону. Заметив это, люди стали умышленно обжигать катки таким образом, что средняя часть становилась тоньше, а боковые оставались неизменными. Таким образом получилось приспособление, которое теперь называется скатом, и является прообразом оси с двумя насаженными на ее концы дисками.. В ходе дальнейших усовершенствований в этом направлении от цельного бревна остались только два валика на его концах, а между ними появилась ось.
Позднее их стали изготовлять отдельно, а затем жестко скреплять между собой. Так было открыто колесо в собственном смысле этого слова, и появилась первая повозка. В последующие века множество поколений мастеров потрудились над усовершенствованием этого изобретения. Первоначально сплошные колеса жестко скреплялись с осью и вращались вместе с ней. При передвижении по ровной дороге такие повозки были вполне пригодны для использования. Но на повороте, когда колеса должны вращаться с разной скоростью, это соединение создает большие неудобства, так как тяжело груженная повозка может легко сломаться или перевернуться. Сами колеса были еще очень несовершенны. Их делали из цельного куска дерева – и это подтверждается недавними находками археологов. Поэтому повозки были тяжелыми и неповоротливыми. Передвигались они медленно, и обычно в них запрягали неторопливых, но могучих волов. Одна из древнейших повозок описываемой конструкции найдена при раскопках в Мохенджо-Даро (1У тысячелетие до н.э.).
Крупным шагом вперед в развитии техники передвижения стало изобретение колеса со ступицей, насаживающегося на неподвижную ось. В этом случае колеса вращались независимо друг от друга. А чтобы колесо меньше терлось об ось, ее стали смазывать жиром или дегтем. Ради уменьшения веса колеса в нем выпиливали вырезы, а для жесткости укрепляли поперечными скрепами. Ничего лучшего в эпоху Древних царств придумать было нельзя. Но после открытия металлов стали изготавливать колеса с металлическим ободом и спицами. Такое колесо могло вращаться в десятки раз быстрее и не боялось ударов о камни.
Запрягая в повозку быстроногих лошадей, человек значительно увеличил скорость своего передвижения. Каждое из упомянутых изобретений составило целую эпоху в жизни человечества. Их совокупное воздействие на жизнь людей было так велико, что без всякого преувеличения можно сказать: колесо сдвинуло историю с мертвой точки и заставило ее мчаться в несколько раз быстрее.
Величайшее изобретение человечества, увы, осталось в истории без роду без племени. Нет имен даже претендентов на его изобретение. Загадка истории лишь чутьчуть приоткрыла дверь в свою тайну: колесо известно с середины четвертого тысячелетия до нашей эры и связано с Месопотамией. В те далекие времена колесо представляло собой диск, насаженный на ось. Все древние колеса состояли из двухтрех сегментов, соединенных палками. Позднее, чтобы колесо стало легче, в его сегментах делали выемки или сооружали колесо из расположенных лучеобразно или крест-накрест брусьев. Постепенно, в начале II тысячелетия до нашей эры, зародились обод и спицы. Кельтские мастера в бронзовом веке научились применять подшипники для уменьшения трения между ступицей и осью. Затем гнутый обод колеса для самодвижащихся повозок был заменен металлическим и, наконец, шинами.
ТАЙНА СИЯ ВЕЛИКА ЕСТЬ…
Но вспомним, что колесо использовалось отнюдь не только для повозок. Гончарный круг, как и все колеса вообще, был революционным нововведением, так как основан на принципе, не имеющем своего прообраза в природе. Это очень важно - ни колесо, ни вращающийся круг не копируют никаких природных явлений, наблюдаемых человеком. В Египте гончарный круг был известен уже в начале третьего тысячелетия до н. э.; критские ремесленники пользовались им уже в древнейшие периоды бронзового века. Знали гончарный круг также и во многих районах Индии. В Европе—во Франции и Германии — он появился впервые за 500 лет до н. э. Что же касается коренного населения американского континента, то оно так и не знало гончарного круга вплоть до прибытия туда европейцев.
Древний Египет, как ни странно, отстал от всеобщего движения человечества на «колесах истории». Появление колесницы (в Египет завезена завоевателями-гиксосами) произвело переворот в военном деле, т.к. воины могли быстро передвигаться с одного фланга битвы на другой. Увы, и в древности военные нужды чаще всего вели к ускорению технического прогресса…
Рассуждая об открытиях, о путях человеческой мысли, все ученые обязательно подчеркивают, что практически все прорывы в науке и технике были сделаны в результате наблюдений за окружающим миром. Колесо – это совершенно абстрактный образ, который мог возникнуть только в очень развитом мозге, поддерживаемом таинственными механизмами человеческой психики. Для верующих людей вывод очевиден: колесо есть дар Бога и одновременно прямое и наглядное доказательство Его бытия…
А все-таки хорошо, что шесть тысяч лет назад не было патентного права! Сегодня, говоря о возможности празднования шеститысячелетнего юбилея Эры Ее Величества Технологии, мы спокойно утверждаем: изобретение колеса есть достижение не конкретного человека, а Человека разумного, доказавшего свое биологическое название великим делом, изменившим мир.
II. СИМВОЛИКА КОЛЕСА
ВЕЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ СОЛНЕЧНОГО ДИСКА
Изобретение колеса – это прорыв технологический. Но нельзя забывать и о человеческой ментальности. И в этом отношении символ колеса – движения одновременно вращательного и поступательного, цикличности самой жизни, эзотерических представлений о тайных законах развития – это один из древнейших и наиболее универсальных символов в сознании человечества.
Символика колеса близка символике круга и выражает идею движения, связанную, по древним верованиям, с вращением бога Солнца вокруг Земли. Колесо также было символом Солнца, поскольку его спицы напоминают лучи небесного светила, которое движется по кругу и кажется живым. Его можно обнаружить на древних памятниках Египта, Халдеи, Индии, Мексики, Палестины, Перу, Галлии, Скандинавии, в храмах Вишну, превосходивших высотой пирамиды, в буддийских монастырях, где Будда почитался как Царь колес и Драгоценное колесо религии в пещерах Аджанты и Эллоры, где колесо изображалось в виде рельефа на троне-лотосе Будды.
Культ солнечного колеса, «прекрасного и лучистого колеса», как оно называется в Эдде, сохранился и поныне. Время Рождества в Англии называется Yule tide, а полено, традиционно сжигаемое под Рождество, - Yule log. В графстве Линкольншир до сих пор называют Gule-Block (бревно Иула) толстое бревно, которое поджигают в день Рождества и которого должно хватить на все восемь дней праздника. С другой стороны, в древних бретонских альманахах день Рождества отмечался грубым изображением колеса, и в традиционных церемониях еще в начале века слышались отголоски культа солнечного колеса. Древние греки в знак поклонения богу Солнца вращали в своих храмах его совершенный символ, светящееся колесо, позаимствовав этот обычай у египтян. Саксонский бог Солнца также изображался с огненным колесом. Цикл обращения Солнца символизируют также вращающиеся фигурки: таково происхождение солнечного креста (свастики), оконечности которого заканчиваются лапами или ногами, повернутыми в одном направлении. На нем могут быть изображены животные или руки, расходящиеся лучами от общей оси, что в Древнем Египте символизировало вездесущую тройственность в движении миров и свидетельствовало о стремлении египтян к гармонии с космосом.
СПИЦЫ И СТУПИЦА
Колесо с четырьмя спицами символизирует развитие по всем четырем направлениям пространства, четверичный ритм фаз Луны и смены времен года. С шестью спицами - это солнечное колесико, горизонтальная проекция шестиконечного креста, который галлы носили в качестве амулета. Позднее на нем стали писать монограмму с именем Христа, и спицы колеса превратились в латинские буквы I, X и Р. Это также буддийское Колесо Жизни, спицы которого символизируют «лока», то есть миры: мир богов, людей, титанов, преисподней, привидений и животных. С восемью спицами - это кельтское колесо, изображение восьми направлений пространства, символ возрождения, обновления. Оно похоже на цветок лотоса и восьмиугольник из китайских Па-куа (триграммах). Воплощение вечного движения - Дхармачакра, или Колесо Закона - это своего рода космический и духовный зодиак, синтез учения Будды, основной символ всех буддийских школ. Оно порождает пространство и время. Его спицы символизируют восемь троп Благородного Восьмеричного Пути, продолжения четырех основополагающих истин буддизма (соблюдение моральных принципов, сдержанность в чувствах, владение собой и достижение состояния блаженства). Благородный Восьмеричный Путь часто связывают с
чакрой Вишудда (расположенной в горле) с шестнадцатью лепестками (2 х 8), вратами великого освобождения. Центр колеса – ступица - символизирует светящуюся точку сознания, излучающую душевные свойства. В буддийской мандале колесо, происходящее от слога БХРУМ, расположенного над квадратом, символизирует вездесущее сверхчувственное знание.
В геральдическом искусстве колесо служит символом вечного движения, которое в древних восточных изречениях определялось как самое незыблемое из всего существующего; это аналог вращающегося замка из легенд о Граале, центра неподвижного мира, находящегося в вечном движении. Колесо означает призыв к рыцарю отыскать местонахождение этого замка, духовного центра, но не верить» что когда-то он сможет овладеть конечной истиной. Колесо с пятью спицами - символ гармонии, которая должна существовать между небесным и материальным мирами (пятилепестковая роза розенкрейцеров – родственный этому символ).
Символ «колеса счастья» представляет десятая карта Таро, связываемая с символическим смыслом «верх и низ жизни, судьба, неотвратимость». Такие выражения, как «колесо будет вращаться» (судьба пойдет своим ходом) или «стремиться остановить колесо истории», указывают на проницательную символику образа катящейся судьбы. На этой карте Старшего аркана Таро Фортуна, привязана к вращающемуся колесу (символу мирской славы) и вовлечена в бесконечное движение. Ее голова то поднимается, то опускается, являя собой образ тех, кто поднялся на вершины власти и богатства, чтобы затем низринуться в бездну ничтожества и нищеты.
Согласно древним сонникам, колесо, увиденное во сне, служит символом «Я» и означает восхождение человека на новую стадию психического развития, достижение им нового состояния. Тот, кто видит себя в центре колеса, на его ступице, разрешил свои противоречия и освободился от диктата собственного «Я» и эгоизма. Возродившись в новом качестве, он познал смысл Вселенной.
В доколумбовом Новом Свете символ колеса не употреблялся даже в высокоразвитых культурах, возможно, это было табуировано (хотя его принцип был известен, о чем свидетельствуют глиняные игрушечные фигурки в зоне Мексиканского залива, которые могли ездить на дисковых колесах). В Старом Свете колесе делает возможным строительство повозок, которые часто, кроме практического, имели и культовое назначение. На доисторических изображениях колеса нередко снабжены крестообразными спицами («колесные кресты», которые потом также изображались самостоятельно, без повозок).
ОТ ЗОДИАКА ДО МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ
Кроме того, в форме колеса изображались знаки зодиака и годичный круговорот. Уже в античности Анакреонт (580--495 до н. э.) говорил о неустойчивости судьбы: «Жизнь человека катится неустойчиво, как спица тележного колеса», но при этом именно посредством колеса достигается уравнивающая справедливость. Так как класс ангелов (херувимы, по другим древним текстам - «трони») представлялся в виде огненных крылатых колес, то часто перед картинами потерянного рая на месте ангела-стража стоит колесо.
Колесный крест в христианском смысле представляет господство Христа над всей землей. Подобные знаки, например, на наскальных насечках, не обязательно должны быть доисторическими, они могут толковаться и в духе христианского языка символов. В круглых окнах, называемых рота (колесо), в средневековых кафедральных соборах можно часто увидеть образ Христа в центре как символ господствующей роли Спасителя, находящегося в центре божественного мирового плана. Такие круглые окна напоминают структуру индуистского медитационного образа мандалы, который должен облегчить сосредоточение на недоступной сознанию божественной сущности души.
Древние ирландские могильные кресты («высокие кресты») связывают элемент креста с элементом колеса или круга в духе традиционной формы колесного креста, при этом перекладины креста вырываются из круга и как бы выносят содержание креста за пределы земли.
Другого происхождения символ колеса на знаменах восставших в крестьянских войнах, где на первый план выступают фонетическая связь с «веретеном» (сборище) и сплочение в сильное объединение.
Как атрибут святости колесо выступает также на изображениях св. Виллегиса Майнцского, который тем самым хотел указать на свое скромное происхождение из сословия ремесленников. Символ широкого охвата, часто используемый в орнаментальном искусстве и архитектуре, сложный и включающий в себя несколько семантических слоев. Некоторая доля несогласия по поводу его символического смысла может быть связана с совмещением диска (неподвижного) и колеса (вращающегося). Однако слияние двух этих символов с целью примирить между собой две идеи - диска и колеса - не вызывает возражений.
«Колесо Закона, Истины и Жизни» - одна из восьми эмблем удачи в китайском буддизме. Оно иллюстрируете путь бегства от иллюзорного мира (вращения), от иллюзий,, путь к «Центру» Колесо, разделенное на секторы лучами, проведенными от внешней окружности к внутренней круга, - графический символ, иногда встречающийся на водяных знаках времен Средневековья, где он помещается над стеблем растения, расположенным между рогами быка, (символизирующего жертву). Бейли считает, что такое колесо представляет «общение святых», или воссоединение верных в мистическом Центре. Рене Генон говорит по поводу доктрины даосизма, что избранный мудрец, невидимо присутствуя в центре колеса, движет его, сам не участвуя в движении и вообще не имея в этом необходимости. В числе прочего он цитирует следующие даосские афоризмы; «Мудрец - тот, кто достиг центральной точки Колеса и остается привязанным к «Неизменному Среднему», пребывая в неразрывном единении с Истоком, участвуя в его неподвижности и подражая его бездействующему действию», «Тот, кто достиг высочайшей степени пустоты, будет пребывать в неизменном покое. Вернуться к корням - значит перейти в состояние покоя», т.е. отбросить привязанность к случайным и преходящим вещам. Вращательное движение - символ божественной силы, выражением которой служит огненное колесо, появляется в сцене Изгнания из рая.
Универсальность этого символа поражает воображение. Выше мы уже говорили о том, что в ближайшее время можно будет широко отмечать шеститысячелетний юбилей изобретения колеса. Но символ колеса как прообраз Солнца и Вечного круга жизни – гораздо древнее. Он восходит к самой заре пробуждения сознания у первых представителей человеческого рода.
Виктор Колесников
***
|
|